Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


Таким был телеграфный адрес строившегося в Нёноксе завода

В опубликованной 2 февраля в "Северном рабочем" статье "Нёнокса - центр судостроения?" рассказывалось о неизвестной странице истории поморского села, точнее, о том, что в начале 1950-х годов в нем планировали построить два крупных завода Главсевморпути - судостроительный и судоремонтный - и что подготовительные работы по возведению первого из них уже велись. Об этом свидетельствовало датированное 1952 годом письмо начальника стройтреста № 203 В. Гущина, в котором он информировал облисполком о построенных вблизи Нёноксы жилье, объектах соцкультбыта, о прибывших по оргнабору 600 рабочих-строителях. К сожалению, других архивных документов, подтверждавших факт начала строительства, мне при подготовке упомянутой публикации обнаружить не удалось.

Однако сомнений, что они существуют, не было. И действительно, подобные документы нашлись. Первым по времени издания из них был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 октября 1947 года, распространивший льготы Крайнего Севера на рабочих, служащих и инженерно-технических работников, занятых на строительстве судостроительного завода Главсевморпути в районе Двинского залива. Здесь следует пояснить, что хотя заводы и предназначались для строительства и ремонта невоенных судов, но их значение и производственные мощности (как задумывалось, крупнейшие в стране) обуславливали строгую секретность касающейся их информации. В этой связи даже в секретных документах место их строительства, как правило, не упоминали, а названия меняли: сначала их именовали "заводами в районе Двинского залива", затем - "Северо-Двинскими" и наконец - СМП-3 и СМП-4.

Следующим по времени документом является подписанное 15 августа 1948 года И.В.Сталиным постановление Совета Министров СССР за № 3090-1247с, которым конкретизировались положения Указа, учреждалась дирекция строящегося завода СМП-3, а его возведение поручалось стройтресту № 203.

Во исполнение постановления в декабре того же года было утверждено штатное расписание дирекции, которую возглавил Павел Петрович Ковган. Главным инженером был назначен В.П. Киселев, старшими инженерами Е.И. Лебедев и И.Г. Левин, старшим бухгалтером П.А. Шестихин, секретарем-машинисткой А.П. Важинская, инспектором по спецработе А.А. Хлопина. Дирекция располагалась в здании управления стройтреста № 203, а её телеграфный адрес был таким: Молотовск Архангельской Заря.

Почти одновременно с образованием дирекции - 14 декабря - Главное управление Севморпути при Совмине СССР (Главсевморпуть) приняло решение о строительстве железной дороги Молотовск-Нёнокса, в связи с чем 19 сентября 1950 года Совмин СССР своим распоряжением разрешил отвести подлежащие отчуждению земли от колхозов "Путь к социализму" Приморского района, "Прибой" и им. Ермолова Беломорского района и из гослесфонда Молотовского лесничества.

Следует сказать, что строительство дороги планировалось вести одновременно с возведением защитной дамбы. Об этом свидетельствует письмо и.о. председателя Молотовского горисполкома Булатова, в котором он 5 марта 1949 года сообщал председателю облисполкома, что "железная дорога пойдет в обход г. Молотовска с юга в сочетании с сооружением оградительной дамбы от заболачивания города при высоких приливах".

В том же 1949 году - 28 апреля - состоялось совещание руководства энергоуправления Молотовска и дирекции СМП-3 по вопросу обеспечения электроэнергией завода на период его строительства. На нем кроме директора и главного инженера энергоуправления А.Г. Гудкова и А.С. Дунаева, главного инженера СМП-3 В.П. Киселева, начальника ТЭЦ завода № 402 В.И. Баскова участвовали и представители ленинградского института "Гипроарктикпроект" Г.И. Ломакин и В.Д. Изюмов. Дело в том, что этому институту помимо разработки проекта железной дороги была поручена разработка документации по строительству линии электропередач от Молотовска до будущих заводов СМП-3 и СМП-4.

В ходе совещания наряду с обсуждением временной схемы электроснабжения провели и предварительное рассмотрение проекта ЛЭП. И вот тут возник спор между руководством СМП-3 и представителями института. Первое с целью экономии средств предлагало провести участок ЛЭП ТЭЦ-Солза прямо по городу, но проектировщики настояли на своём: необходим обход города с юга, так как линию высокого напряжения по улицам проводить нельзя.

В апреле 1952 года, когда строительство ЛЭП уже велось, председатель горисполкома Попов информировал облисполком, что "в Молотовске развитие новых предприятий промышленности осуществляется в двух районах - на о.Ягры и около села Нёнокса. Этим районам по проекту предполагается подавать электроэнергию с ТЭЦ завода № 402. В целях расширения предприятий энергоуправления и их рентабельной работы на будущее исполком горсовета считает возможным принять на баланс энергоуправления строящиеся линии Молотовск-Нёнокса и Молотовск-Ягры вместе с повысительными и понизительными подстанциями".

Одновременно с обращением в облисполком Попов направил письмо во 2-й ГСПИ (Государственный союзный проектный институт), в котором просил "ещё раз проверить, сможет ли ТЭЦ завода № 402 при 3-х котлах и существующем оборудовании обеспечить строящиеся предприятия". При этом он высказал мнение, что "необходимо либо ставить 4-й котёл и, возможно, 3-ю турбину (в связи со строительством ЛЭП в Нёноксу на заводы СМП-3 и СМП-4), либо проектировать строительство коммунальной ТЭЦ".

А двумя годами ранее - 26 апреля 1950 года - горисполком рассмотрел вопрос о строительстве первого участка автодороги до завода СМП-3. В принятом решении, в частности, говорилось: "Утвердить следующую трассу дороги к строящемуся заводу СМП-3 - от начального пункта до пересечения Арктической и Советской улиц, по Кудемской сланевой дороге до перехода через р.Кудьму и далее вдоль солзенского водовода с использованием строящейся дороги, обслуживающей водовод, с выходом на Онежский тракт. Обязать дирекцию завода № 402 и руководство завода СМП-3 согласовать условия совместного строительства и использования дороги. Просить облисполком дать указание Облдортресту о согласовании работ по реконструкции силами СМП-3 участка Онежского тракта и проведении ремонтных работ на участке до деревни Рикасиха (в сторону Архангельска), поскольку этот участок до постройки административного шоссе Молотовск-Архангельск является единственным выходом из города".

Из других обнаруженных в областном архиве документов удалось узнать, что в 1952 году дирекцию СМП-3 возглавил В.К. Ковалёв, что к началу 1953 года силами УНР-26 стройтреста № 203 вблизи Нёноксы был возведен поселок строителей, что в нём были построены водопровод и насосная станция, что велось строительство ЛЭП, железной и автомобильной дорог. Удалось установить и то, что внезапно для дирекции завода и строителей все работы были свёрнуты. Случилось это вскоре после смерти И.В. Сталина, считавшего освоение Арктики одной из приоритетных задач. Однако его преемники так не считали, в связи с чем практически все северные стройки были остановлены, а Главсевморпуть упразднён.

К сожалению, мне пока не удалось найти правительственный документ, узаконивший свёртывание работ по строительству нёнокских заводов. Но время, когда это произошло, установить всё же смог. Причём нашёл эту информацию в совершенно неожиданном источнике - в документе архивного фонда уполномоченного по делам Русской православной церкви по Архангельской области. Занимавший эту должность А. Окольничников, составляя отчёт за 1-ю половину 1953 года, писал: "Никольская церковь в с. Нёнокса Беломорского района открыта 27 июня 1945 года. Ходят в церковь преимущественно старики и старушки. До конца мая 1953 года в 3 километрах от Нёноксы был построён рабочий посёлок крупного судостроительного завода бывшего Главсевморпути. Временно строительство законсервировано, рабочие с семьями уехали в г. Молотовск. С выстроенного посёлка верующие ходили в церковь, из числа местного населения посещает церковь небольшое количество. Это подтверждается тем, что в Троицын день, 24 мая, в церкви было верующих более 300 человек, валовой сбор составил 550 рублей. После отъезда верующих с построенного посёлка посещаемость церкви резко упала. Так, 14 июня в церкви были 3 старика, 4 старушки, доход церкви составил всего 40 рублей..."

Процитированный документ позволяет заключить, что прекращение работ по строительству завода СМП-3 произошло в конце мая - начале июня 1953 года и что численность населения посёлка была значительной.

В заключение скажу, что интересно было бы и узнать, как могли выглядеть заводы СМП-3 и СМП-4. Но задача выяснить это крайне трудна, так как соответствующая проектная документация хранится в столичных архивах. И, возможно, недоступна, потому что разрабатывалась в режимном предприятии - Почтовом ящике № 747 (Проектном институте Минстроймаша).

Однако документация другого причастного к строительству заводов института - "Гипроарктикпроекта" - в областном архиве имеется. И она, точнее, разработанный в 1949 году по итогам изысканий чертеж трасс ЛЭП и железной дороги даёт представление, где примерно должны были располагаться заводы.

На воспроизведенном фрагменте чертежа видно, где заканчиваются трассы ЛЭП (сплошная линия) и железной дороги (пунктирная линия). Следовательно, именно там (между озером Нижним и рекой Нёноксой - с одной стороны - и берегом моря - с другой) и должны были стоять цеха СМП-3. А корпуса завода СМП-4, видимо, могли располагаться несколько дальше по побережью.
 
                                                                                          Михаил Лощилов 
                                         Статья опубликована в газете "Северный рабочий